СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
«ГПСУ» | Государственная пенитенциарная служба Украины |
«ЕКВП» | Европейский комитет по вопросам предотвращения издевательств и нечеловеческого или унижающего честь обращения или наказания |
«Комиссия по вопросам защиты морали» | Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали |
КУоАП | Кодекс Украины об административных правонарушениях |
УИКУ | Уголовно-исполнительный кодекс Украины |
УКУ | Уголовный кодекс Украины |
УПКУ новый | Уголовно-процессуальный кодекс Украины новый УПКУ принят в целом как закон Верховной Радой |
УПКУ | Украины 13 апреля 2012 года, вступит в силу через шесть месяцев со дня его опубликовани, 19 ноября 2012 года. |
КАСУ | Кодекса административного судопроизводства Украины |
МВД | Министерство внутренних дел Украины |
КЗД | комната для задержанных и доставленных |
ОВД | орган внутренних дел |
ИВС | изолятор временного содержания |
УВБ | управление внутренней безопасности |
ОВБ | отдел внутренней безопасности |
ГУ МВД | главное управление Министерства внутренних дел |
ВВЕДЕНИЕ
1. Согласно статье 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Руководствуясь этим принципом, статья 28 Конституции Украины закрепляет одно из основоположных прав: право каждого на уважение его достоинства. При этом никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
2. Реализация этого права урегулирована рядом законодательных актов, среди которых:
- Уголовный кодекс Украины (УКУ);
- Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПКУ);
- Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИКУ);
- Закон Украины «О прокуратуре»;
- Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»;
- Закон Украины «О предварительном заключении» и другие.
3. Так, УКУ устанавливает уголовную ответственность за действия, квалифицирующиеся как пытки, жестокие, нечеловеческие или унижающие достоинство виды обращения и наказания, в том числе, в местах, где находятся лишенные свободы лица:
- разделом ІІ Особенной части УКУ за «Преступления против жизни и здоровья лица» предусмотрена уголовная ответственность за доведения до самоубийства, пытки, нанесение телесных повреждений разной степени тяжести, угрозу убийством, не предоставление помощи больному медицинским работником, неподобающее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником;
- статьей 127 УКУ введено определение пыток как преднамеренного причинения сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучения или других насильственных действий с целью заставить пострадавшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признание, или с целью наказать его или другое лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц;
- квалифицируются как преступление злоупотребление властью или служебным положением или превышение власти или служебных полномочий. Указанные преступления предусматривают преднамеренное, корыстное или в иных личных интересах или в интересах третьих лиц использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, или преднамеренное совершение служебным лицом действий, которые явно выходят за рамки предоставленных ему прав или полномочий, что причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан (статьи 364, 365 УКУ);
- кроме того, статьей 373 УКУ предусмотрено наказание за принуждение давать показания при допросе путем незаконных действий со стороны лица, которое проводит дознание или досудебное следствие, что рассматривается как преступление против правосудия.
4. Украина взяла на себя также ряд международных обязательств в этой сфере, проистекающих из:
- Общей декларации прав человека 1948 года;
- Международного пакта о политических и гражданских правах 1966;
- Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и Факультативного Протокола к этой Конвенции от 18 декабря 2002 года;
- Конвенции о защите прав и основополагающих свобод 1950 года с Протоколами к ней;
- Европейской конвенции о предотвращении пыток или нечеловеческого или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года с Протоколами №№ 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 года.
Статьи 1 и 4
К пункту 1 Перечня вопросов, направленных Украине для представления ей своего шестого периодического доклада (CAT/C/UKR/Q/6)
5. Верховной Радой Украины 15 апреля 2008 года принят Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно гуманизации уголовной ответственности», положениями которого, среди прочего, внесены изменения в статью 127 УКУ. Указанным Законом понятие «пытка» было приведено в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
6. Так, в диспозиции части первой статьи 127 УКУ определено понятие «пытка» как умышленное причинение сильной физической боли или физического, морального страдания путем нанесения побоев, мучений или других насильственных действий с целью принудить пострадавшего или другое лицо совершить действия, которые противоречат их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признание, или с целью наказать его или другое лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц.
7. В санкциях данной статьи за пытки предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет, а от пяти до десяти лет – за те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости.
8. Кроме того, Законом Украины от 5 ноября 2009 № 1707-VI “О внесении изменений в УКУ относительно ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости” из части второй статьи 127 УКУ исключено такое отягчающее обстоятельство, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения. Таким образом, преступление “пытки, совершаемые должностным лицом” теперь квалифицируется по части первой статьи 127 УКУ (пытки), но, как правило, в совокупности со статьей 365 УКУ (превышение власти или служебных полномочий), поскольку совершается при исполнении лицом своих служебных обязанностей.
При назначении наказания по совокупности этих преступлений применяется статья 70 УКУ (назначение наказания по совокупности преступлений). Фактически окончательное наказание путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем полного или частичного составления назначенных наказаний будет более строгим, чем наказание за преступление “пытки”.
9. В настоящее время практика применения уголовных наказаний к работникам правоохранительных органов основывается на положениях, которыми предусматривается уголовная ответственность по статье 127 УКУ, а также на положениях, которые предусматривают уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий (статья 365 УКУ). Кроме этого, ряд действий, предусмотренных Конвенцией, подпадают под действие статьи 373 УКУ, а именно “принуждение давать показания при допросе”, либо “те же действия, сопряженные с применением насилия или издевательством над лицом”.
Статья 2
К пункту 2 Перечня вопросов
10. Статьей 29 Конституции Украины предусмотрено, что никто не может быть арестован либо содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. Часть третья этой же статьи предусматривает, что каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.
11. Задержанным лицам с момента их задержания обеспечивается право защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника. Немедленно, но не позднее чем через два часа после задержания о задержании лица и его местонахождение сообщается родственникам, а в случае устного или письменного требования - защитнику, а также администрации по месту работы или учебы (статья 5 Закона Украины “О милиции”).
12. В соответствии со статьей 21 УПКУ лицо, которое проводит дознание, следователь, прокурор, судья и суд обязаны до первого допроса подозреваемого, обвиняемого и подсудимого разъяснить им право иметь защитника и составить об этом протокол, а также предоставить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом способами от предъявленного обвинения и обеспечить охрану их личных и имущественных прав.
13. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания и следователь обязаны немедленно сообщить одного из его родственников. Данное правило закреплено частью шестой статьи 29 Конституции Украины и подкреплено нормами части шестой статьи 106 УПКУ.
14. В соответствии со статьями 106 и 115 УПКУ орган дознания и следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо когда его место жительства или пребывания не зарегистрировано, или когда не установлена личность подозреваемого.
15. В течение семидесяти двух часов после задержания орган дознания, следователь:
1) освобождает задержанного - если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, истек установленный законом срок задержания или задержание было произведено с нарушением требований, предусмотренных законом;
2) освобождает задержанного и избирает в отношении него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей;
3) доставляет задержанного к судье с представлением об избрании ему меры пресечения в виде взятия под стражу.
16. Согласно статьи 1652 УПКУ после получения представления судья изучает материалы уголовного дела, допрашивает подозреваемого или обвиняемого, а при необходимости получает объяснения лица, в производстве которого находится дело, выслушивает мнение прокурора, защитника, если он явился, и принимает по этому поводу соответствующее постановление.
17. Статья 106 УПКУ также предусматривает, что о каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, времени, года, месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола о разъяснении подозреваемому права на свидание с защитником с момента задержания. Протокол подписывается составившим его лицом и задержанным. В соответствии с положениями статьи 156 УПКУ срок содержания под стражей начинает отсчитываться с момента взятия под стражу, а если взятию под стражу предшествовало задержание подозреваемого, – с момента задержания.
18. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Украины задержание подозреваемых должно регистрироваться с момента составления протокола об их задержании, что, однако, на практике не всегда соответствует времени их фактического задержания. В связи с этим новый Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее – новый УПКУ)1 содержит соответствующие положения, а именно одними из ключевых новелл указанного нового УПКУ являются: расширение прав подозреваемого и потерпевшего; обновление процедуры досудебного расследования. Положения нового УПКУ позволяют установить эффективные законодательные механизмы борьбы с преступностью, с одной стороны, и надежно обеспечат права участников уголовного производства в условиях соблюдения принципов соревновательности и справедливости – с другой.
19. По ведомственным данным МВД, в КЗД дежурных частей органов внутренних дел в 2010 году содержалось более 268 тыс. человек, из которых за совершение административных правонарушений 206,8 тыс. В 2011 году содержалось более 109 тыс. человек, из которых за совершение административных правонарушений 81,5 тыс. За 5 месяцев текущего года в комнатах для задержанных и доставленных дежурных частей органов внутренних дел содержалось 8,5 тыс. человек, из которых за совершение административных правонарушений 4,1 тыс.
К пункту 3 Перечня вопросов
20. Статьей 59 Конституции Украины и в развитие ее норм статьей 10 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" каждому гарантировано право на правовую помощь. Причем, в случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Порядок и условия предоставления правовой помощи определяются законом. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при рассмотрении дел в судах в Украине действует адвокатура.
21. Аналогично, и статья 21 УПКУ предусматривает право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту. В соответствии со статьей 47 УПКУ защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным, их законными представителями, а также другими лицами по просьбе или с согласия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного. Лицо, производящее дознание, следователь, суд обязаны предоставить задержанному лицу или лицу, которое содержится под стражей, помощь в установлении связи с защитником или с лицами, которые могут пригласить защитника. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе пригласить себе нескольких защитников.
22. В этом контексте следует отметить, что с целью обеспечения единообразного толкования, понимания и применения вышеуказанного положения Основного Закона Украины должностными лицами органов прокуратуры, в частности, следователями при проведении допросов свидетелей в криминальном процессе, Конституционным Судом Украины было дано официальное толкование статьи 59 Конституции Украины (Решение от 30 сентября 2009 года № 23-рп/2009). В соответствии с указанным Решением положение части первой статьи 59 Конституции Украины “каждый имеет право на правовую помощь” нужно понимать как гарантированную государством возможность любого лица независимо от характера его правоотношений с государственными органами, органами местного самоуправления, объединениями граждан, юридическими и физическими лицами свободно, без неправомерных ограничений получать помощь по юридическим вопросам в объеме и формах, в которых это лицо нуждается. При этом, во время допроса такого лица в качестве свидетеля в органах дознания, досудебного следствия или при даче им объяснений в правоотношениях с этими и другими государственными органами, такое лица имеет право на правовую (юридическую) помощь от выбранного по собственному желанию лица в статусе адвоката, что не исключает возможности получения такой помощи от другого лица, если законами Украины относительно этого не установлено ограничений.
23. Также важным элементом обеспечения права каждого на эффективную правовую помощь является Закон Украины “О бесплатной правовой помощи”, принятый 2 июня 2011 года Верховной Радой Украины, который направлен на создание системы предоставления бесплатной правовой помощи, с целью реализации установленного статьей 59 Конституции Украины права каждого человека на такую помощь.
24. Закон определяет содержание права на правовую помощь, порядок его реализации, основания и порядок предоставления бесплатной правовой помощи, государственные гарантии предоставления такой помощи, полномочия органов исполнительной власти в указанной сфере, порядок обжалования решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.
25. Законом выделяется первичная и вторичная правовая помощь. В частности, согласно Закону к первичной бесплатной правовой помощи относится предоставление правовой информации, предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера). Такая правовая помощь предоставляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами частного права, специализированными учреждениями, которые создаются органами местного самоуправления и содержатся за счет местного бюджета и других незапрещенных источников. Право на нее имеют все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.
26. К вторичной правовой помощи Законом отнесена помощь, связанная с защитой от обвинения, осуществлением представительства лиц, имеющих право на вторичную бесплатную правовую помощь, в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и перед другими лицами, а также связанная с составлением процессуальных документов. Законом четко определен круг лиц, имеющих право на такую помощь, среди которых различные категории социально незащищенных слоев населения, в том числе, малоимущие, дети-сироты и другие категории социально незащищенных детей, ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”, лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований; лица, задержанные и арестованные в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) лица, подозреваемые в совершении преступления задержанные органами дознания и следствия; лица, к которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу; лица, по делам которых в соответствии с положеннями УПУ защитника является обязательным; лица, на которых распространяется действие Закона Украины “О беженцах” лица, в отношении которых решается вопрос относительно ограничения или лишения дееспособности, а также лица, в отношении которых судом решается вопрос о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке, а также лица, реабилитированные согласно законодательству Украины. Законом четко определена процедура обращения за бесплатной вторичной правовой помощью, установлены основания для отказа в ее предоставлении.
27. Законом установлено, что с 1 января 2013 года в Украине начнут работать центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, которые будут финансироваться за счет государственного бюджета и других не запрещенных источников. Такие центры будут создаваться Министерством юстиции Украины при главных управлениях Министерства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Принятие этого Закона является важным шагом в направлении обеспечения прав и свобод всех лиц, находящихся под юрисдикцией Украины, поскольку его отсутствие ранее фактически сводило на нет действие вышеупомянутой нормы Конституции, за исключением случаев, четко определенных законодательством (прежде всего уголовно-процессуальным).
28. Также необходимо отметить, что следователями органов внутренних дел осуществляется сотрудничество с офисами общественной защиты, работающими в рамках реализации проекта по оказанию бесплатной правовой помощи, инициированного Международным Фондом “Возрождение” в городах Белая Церковь, Харьков и Днепропетровск. Так, Харьковской организацией гражданской защиты и городским управлением внутренних дел Украины в Харьковской области заключено соглашение, согласно которому Харьковский офис общественной защиты принял на себя обязательство оказывать юридическую помощь лицам, в отношении которых возбуждены уголовные дела и которые не имеют средств нанять частного адвоката.
29. В г. Белая Церковь Белоцерковской городской общественной организацией “Общественный комитет содействия реализации конституционного права человека на правовую помощь” создан центр правовой помощи “Офис общественной защиты” (uristbc@bel.com.ua).
К пунктам 4 и 17 Перечня вопросов
30. Указом Президента Украины от 8 апреля 2008 года № 311 утверждена Концепция реформирования уголовной юстиции Украины, которая предусматривает:
- реформирование уголовного, административно-деликтного, уголовно- процессуального законодательства;
- реформирование в сфере исполнения судебных решений по уголовным делам;
- реформирование органов уголовной юстиции.
В рамках выполнения указанной Концепции на сегодняшний день:
- урегулирован вопрос относительно предоставления правовой помощи путем принятия 2 июня 2011 года Закона Украины “О бесплатной правовой помощи”;
- решен вопрос о создании системы социальных служб по обеспечению ресоциализации лиц, отбывавших уголовное наказание - 17 марта 2011 года принят Закон Украины “О социальной адаптации лиц, отбывавших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок”, 1 июля 2009 года распоряжением Кабинета Министров Украины утвержден План мероприятий по реализации Концепции социальной адаптации лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы на определенный срок, до 2015 года.
31. Кроме этого, в целях надлежащего обеспечения соблюдения конституционных прав граждан и реализации общепризнанных международных демократических стандартов в сфере уголовной юстиции, а также обеспечения выполнения обязательств Украины перед Советом Европы Указом Президента Украины от 17 августа 2010 года № 820 создана рабочая группа по вопросам реформирования уголовного судопроизводства, в состав которой, среди прочих, вошли представители Департамента юстиции США Посольства Соединенных Штатов Америки в Украине, Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития, Международного фонда “Возрождение”. Основной задачей Рабочей группы является подготовка согласованных предложений по реформированию уголовного судопроизводства, в том числе по реформированию прокуратуры и правоохранительных органов.
Разработка нового УПКУ
32. Рабочей группой по вопросам реформирования уголовного судопроизводства (упомянутой в п.19 Доклада) был подготовлен проект нового Уголовного процессуального кодекса, в котором учтены предложения государственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность в сфере уголовной юстиции, и ведущих ВУЗов Украины.
33. 13 апреля 2012 Верховная Рада Украины приняла новый Уголовный процессуальный кодекс Украины. После детального изучения Кодекса европейскими экспертами и предоставление в целом положительного заключения Президент Украины 14 мая 2012 подписал КПК (вступит в силу с 19 ноября 2012 года).
34. Кратко характеризуя новый УПКУ, среди ключевых его новел следует выделить следующие:
35. Обеспечения процессуального равенства и состязательности сторон в уголовном производстве. Это предлагается достичь путем предоставления равенства в праве подачи информации сторонами производства непосредственно в суд, то есть каждая из сторон будет иметь равные возможности доказывать в суде виновность или невиновность лица в совершении преступления.
Повышение гарантий защиты прав подозреваемых и обвиняемых (подсудимых).
36. Речь идет, в частности, о запрете возбуждать уголовное дело против конкретного лица, что позволит защитить права человека, обезопасив его от необоснованного уголовного преследования со стороны правоохранительных органов. Максимально сокращены сроки проведения досудебного расследования, которые будут начинаться не с момента получения сообщения о преступлении и начала расследования (на сегодняшний день это момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица), а с момента признания лица подозреваемым, то есть со времени фактического ограничения прав и свобод человека в связи с уголовным производством. Это позволит существенно уменьшить случаи нарушения права человека рассмотрение его дела в разумный срок и будет способствовать повышению внутренней дисциплины лиц, проводящих досудебное расследование. Также в новом УПКУ закреплены процессуальные механизмы по оптимизации практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Речь идет о повышении требований к стороне обвинения в части доказательства ею необходимости применения меры пресечения именно в виде заключения под стражу, ведь эта мера является исключительной.
37. К тому же, новым УПКУ вводятся специальные процедуры производства по делам в отношении несовершеннолетних, что позволит учитывать их права и интересы. Уголовные дела, в которых обвиняемыми являются несовершеннолетние лица, будут рассматриваться судом, как правило, в закрытом судебном заседании.
Расширение прав потерпевшего.
38. Согласно положениям нового УПКУ усилено процессуальное влияние потерпевшего как стороны обвинения на процесс уголовного преследования или на его прекращение. При этом, в отдельной главе нового УПКУ урегулирован вопрос возмещения (компенсирования) ущерба, причиненного преступлением, а также созданы условия для развития отдельных институтов:
- возмещения вреда за счет государства;
- восстановительного правосудия.
39. Относительно последнего следует отметить, что процедуры восстановительного правосудия значительно расширят возможности сторон уголовно-правового конфликта в процессе нахождения компромисса и примирения.
40. Обновление процедуры досудебного расследования. В новом УПКУ объединяются нынче разделенные стадии дознания и досудебного следствия в одну - досудебное расследование, которое будет начинаться с момента поступления информации о совершенном преступлении, которая обязательно будет вносится в Единый реестр досудебных расследований. Принятие же формального акта для возбуждения уголовного дела нынче – постановление о возбуждении уголовного дела не будет необходимым, что будет способствовать уменьшению формализации уголовного производства. Оперативно-розыскная деятельность и следствие будут осуществляться в рамках единого процесса расследования, а все процессуальные действия (оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия) смогут проводиться только после начала уголовного производства по делу. Указанное также будет способствовать защите прав и свобод человека, поскольку существенно снизит риск возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов в части необоснованного проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретного лица.
41. Усовершенствования процедуры судебного контроля. Соответствующий судебный контроль на стадии досудебного расследования будут осуществлять следственные судьи, которые будут решать вопросы, связанные со всеми возможными в ходе досудебного расследования ограничениями прав и свобод граждан.
42. Внедрение новой, лишенной обвинительного характера, процедуры судебного разбирательства в частности путем отмены института возврата дела прокурору или на дополнительное расследование. Этот институт, как известно, на сегодняшний день по сути заменяет оправдательные приговоры в судах. Кроме того, в новом УПКУ суд лишен права давать поручения по проведению следственных действий по собственной инициативе. В целом же, судебное производство унифицируется с гражданским и административным судопроизводством в той мере, насколько это позволяют особенности, обусловленные предметом и задачей уголовного судопроизводства.
43. Усовершенствование процедуры обжалования судебных решений. Согласно положениям нового УПКУ суды первой инстанции будут лишены рудиментарного полномочия определять дальнейшую судьбу апелляционных жалоб, что на сегодняшний день является серьезным ограничивающим фактором относительно доступа граждан к правосудию.
44. Вводится новый вид уголовного производства, который обеспечит процессуальную экономию и позволит значительно разгрузить суды и органы расследования. Речь идет о дознании, то есть упрощенной форме расследования уголовных проступков, которая в известной степени является аналогом сегодняшней протокольной формы расследования преступлений, и приказном производстве, которое представляет собой упрощенную процедуру вынесения судом решения о наказании лица без проведения судебного заседания в случаях, если вина лица доказана материалами расследования и такое лицо признает свою вину и не возражает против наказания.
45. Повышение гарантий защиты от пыток. Отдельно следует отметить, что новым УПКУ установлена обязанность судьи во время любого судебного разбирательства проверять заявление лица о применении к нему насилия при задержании или содержании в уполномоченном органе государственной власти, государственном учреждении и принимать необходимые меры для обеспечения безопасности лица согласно действующему законодательству. При этом если внешний вид, состояние лица или другие известные следственному судье обстоятельства дают основания для обоснованного подозрения нарушения требований законодательства во время задержания или содержания в уполномоченном органе государственной власти, на следственного судью возлагается обязанность обеспечить неотложное проведение судебно-медицинского обследования лица, поручить соответствующему органу досудебного расследования провести исследование фактов, а также принять соответствующие меры для обеспечения безопасности лица согласно действующего законодательства.
46. Таким образом, совокупность этих идеологически обновленных процедур позволит существенно усилить защиту прав человека и повысить эффективность расследования преступлений.
Реформирование системы органов прокуратуры
47. При вступлении в Совет Европы Украина обязалась изменить роль и функции прокуратуры (прежде всего, в части осуществления функции общего надзора) и превратить это учреждение в орган, отвечающий стандартам Совета Европы. Подготовка проекта закона о таком реформировании осуществляется с учетом соответствующих выводов Венецианской комиссии и рекомендаций Совета Европы.
48. Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О прокуратуре” (новая редакция) должен быть разработан Министерством юстиции Украины при участии Генеральной прокуратуры Украины в течение года после принятия нового УПКУ.
49. Одним из важнейших аспектов в процессе реформирования прокуратуры Украины является реформирование уголовно-процессуального законодательства, Превращение прокуратуры в институт, деятельность которого будет отвечать стандартам Совета Европы, должно осуществляться неразрывно с процессом реформирования уголовно-процессуального законодательства, поскольку уголовное преследование, порядок которого определяется положениями нового УПКУ кодекса, должно быть основной функцией прокуратуры.
50. С целью подготовки согласованных позиций относительно реформирования, в частности, прокуратуры с учетом общепризнанных международных стандартов, обеспечения исполнения обязательств Украины перед Советом Европы распоряжением Президента Украины от 22 ноября 2011 года №362 создана рабочая группа по вопросам реформиравания прокуратуры и адвокатуры.
51. Таким образом, работа над проектом Закона Украины “О прокуратуре” (новая редакция) будет осуществляться в рамках указанной Рабочей группы с учетом положений нового УПКУ и будет направлена на то, чтобы реформированная прокуратура Украины была лишена несвойственных функций и обеспечивала защиту государственных интересов, в первую очередь, в рамках уголовного судопроизводства с соблюдением принципа верховенства права и других общепризнанных международных демократических стандартов.
Реформирование института адвокатуры
52. Действующее законодательство в этой сфере не отвечает европейским стандартам и реалиям и не способно в полной мере обеспечить реализацию конституционных гарантий на правовую помощь. Это обуславливает необходимость коренного реформирования законодательства в этой сфере правового регулирования, что будет способствовать обеспечению конституционного права на качественную и доступную правовую помощь, реализации принципа состязательности в судебном процессе и усилению профессиональных гарантий адвокатской деятельности в соответствии с европейскими стандартами.
53. С целью подготовки согласованных предложений по реформированию адвокатуры с учетом общепризнанных международных демократических стандартов и обеспечение выполнения обязательств Украины перед Советом Европы Президентом Украины в ноябре 2011 создана рабочая группа по вопросам реформирования адвокатуры. Указанным Рабочей группой с учетом ранее предоставленных Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия) рекомендаций подготовлен проект Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который в апреле 2012 внесен Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины как неотложный.
54. На сегодняшний день, проект Закона Украины “Об адвокатуре и адвокатской деятельности” принят в целом как закон 5 июля 2012 года.
К пункту 5 Перечня вопросов
55. С целью обеспечения соблюдения конституционных прав граждан во время их помещения и содержания в КЗД и на выполнение решения Конституционного Суда Украины от 11.10.2011 № 10-рп/2011 относительно соответствия Конституции Украины отдельных нормы статьи 263 КУоАП и пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины ,,О Милиции” подготовлено поручение МВД от 16.10.2011 №14701/Мг, которое предусмотрено что административное задержание лица, совершающего административное правонарушение, может длиться не больше чем три часа (кроме некоторых категорий лиц).
56. Работникам милиции разъяснено, что при доставке к ОВД лиц за совершение административных правонарушений они должны учитывать тяжесть совершенного проступка, степень общественной опасности и психическое состояние лица, и только на основе этого принимать решение о помещении к КЗД, из письменного разрешения руководителя местного районного линейного органу или лица, что исполняет его обязанности. Приказом МВД от 30.11.2011 №882 ,,Про утверждение изменений к Инструкции из организации деятельности дежурных частей органов и подразделов внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств, утвержденного приказом МВД от 28.04.2009 №181” в указанную Инструкцию внесены изменения, которые зарегистрированы в Министерстве юстици